Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста. Технология наглядного моделирования

Актуальность данной темы видеться мне в том, что наглядное моделирование облегчает детям младшего возраста, овладение связной речью, таким образом, использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речевую деятельность детей.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Эти две формы речи отличаются друг от друга мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии связной речи дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия — звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Следовательно, актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

-во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

-во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

-в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события. Иногда на занятиях, мы используем различные методы и приёмы. Напоминаем, подсказываем, задаём вопросы «А что, дальше? «, «А как это произошло? «, «Почему это случилось? » Воспитателям приходится вмешиваться в рассказ, пересказ ребенка, задавая ему массу вопросов.

Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании. Использование метода наглядного моделирования дает возможность:

  1. самостоятельного анализа ситуации или объекта;
  2. развития децентрации (умения менять точку отсчета, делать централизованной);
  3. развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы) ;

планы и условные обозначения, используемые в них;

контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания, применение которых повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Примерные задания и игры, направленные на развитие связной речи с использованием наглядного моделирования у дошкольников:

  1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «курочка ряба».

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения. Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.

  1. Ребенку предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из другой сказки. Ребенку нужно найти лишнюю , объяснить и назвать из какой она сказки.
  2. Игра «Детеныш, детеныши, много детенышей».

Цель: упражнять в назывании детенышей животных единственного и множественного числа, в именительном и родительном падежах.

Инструкция: «Я покажу (или назову) детеныша, а вы скажите про него, про всех и про многих детенышей («цепочка слов») .

Ход выполнения задания: Речевой образец воспитателя сопровождается речеобразующими жестами: «Лисенок (указательный жест на кружок слева) … лисята (указательный жест на кружки слева… много лисят (обобщающий жест кружков справа) .

В предлагаемой технологии наглядного моделирования систематизированы речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных коррекционно-развивающих задач: на расширение предметного словаря, на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, на расширение глагольного словаря, на расширение словаря прилагательных.

  1. Игра «Кому что нужно? ».

Цель: закреплять названия профессий, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Инструкция воспитателя: «Я раздам вам картинки, а вы назовете профессию и что нужно для работы человеку этой профессии».

Ход выполнения задания: Предполагаемый ответ: «Врачу для работы нужны: градусник, лекарства,  рецепт, шпатели… ». Кружок слева – это название профессии, кружки справа – слова – «предметы».

  1. Игра «Назови маму».

Цель: упражнять в назывании животных и их детенышей, в употреблении предложно — падежных форм существительных родительного падежа с предлогом «у».

Инструкция воспитателя: «Я назову детенышей животных, а вы найдете их маму».

Ход выполнения задания: Речевой образец логопеда и ответы детей сопровождаются речеобразующим жестом: «Котята у кошки»…. В данном случае карточка-модель переворачивается. Кружки слева символизируют детенышей, а кружок справа – их маму.

  1. Заучивание стих – й А. Барто при помощи мнемотаблиц.

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший».

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показала: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т. п. При использовании моделей и схем для развития связной речи детей устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного образовательного процесса.

 

Напишите комментарий

Ваш e-mail НЕ будет опубликован.